Советы начинающим.

В сети можно найти уйму обучающих фильмов, советов по катанию, выбору доски. Но почти каждый день мне звонят наши мемберы клуба , покупатели, друзья , просто знакомые и по рекомендации знакомые знакомых. И Задают очень много разных вопросов на около кайтовые темы. Кому то эти вопросы и советы покажутся банальными и совсем простыми, но зачастую многи людям ясны более сложные моменты а такие мелочи или не понятны или не известны. Постарюсь максимально кратко осветить все что помню.

 

 Итак начну в произвольном порядке, т.к. трудно назвать что главнее.

1. Сколько и какое оборудование нужно иметь ( брать на спот)?

Я рекомендую иметь минимум 2 ( а лучше 3 кайта разной площади под разный ветер) и минимум 2 доски ( не считая кайтсерфборда и скимборда). Ветра бывают разные и большой кайт в сочетании с большой доско дверью позволяет катнуть в такой ветер, когда все будут отдыхать. А для обучения плот просто необходим. Средний кайт и небольшая спортивня доска позволят ловить кайф в достаточнно сильные ветра. При частых поездках например во Вьетнам и даже Египет не по мешает штормовой купол мелкого размера. В поездку я так же рекомендую брать все, что возможно. Прогноз может меняться и если вы не взяли например большой кайт и доску, а ветер скис, то будет обидно не катать несколько дней, когда вокруг народ вовсю гоняет, или придется раскошелистя на пару сотен евро за прокат. Хочется отметить удобство кайтов  North - планки 07-12 годов подходят ко всем размерам и моделям кайтов этой марки. Это позволяет брать 3 кайт аи один бар, что конечно удобнее и компактнее.

2. Выбор места катания. 

Многие казалось бы опытные кайтеры зачастую едут кататься туда, куда придется, захотелось или оказалось ближе. И не редко обламываются. По приезде обнаруживается , что на лед выступила вода, ветер дует  с леса или холма, домов, рваный. Казалось бы ,что проще, зайти в интернет на наш или другой живой форум , посмотреть свежие отчеты о каталке. Но так же стоит выяснить успешную розу ветров для потенциальных мест катания и обязательно справится помимо силы ветра о его направлении. Благо на Виндгуру и других погодных серверах это наглядно видно. То направление, которое будет мега выгодным для одного места - может напроч испортить каталку в другом. Такое справедлтво даже в Египте. В крайней поездке дул отжим, и например в Хургаде в Магавише, Жасмине и т.д. народ вообще не мог кататься. А на Фейруз Бич ( около станции Плей кайт) и в лагуне ИБи и Френдз(около Калимеры) дуло поровнее, там через заливы и между гор ветер дул поровнее и большие мелководья давали возможность как то покататься без особого риска.

3. Уход за снаряжением. 

Пожалуй один из главных вопросов. Настоятельно рекомендую перед каждой каталкой убедится в исправности вашего оборудования и по возможности произвести ремонт или профилактику. Будет обидно по приезде на спот обнаружить, что кайт вот-вот пойдет по шву, балон лопнул, стропы поистерлись, насос не качает и т.д. Еще хуже будет , если не смотря на эти нехорошие признаки износа, вы пойдете кататься и оборудование октажет в самый непоходящий момент. И помимо серьезной порчи снаряги ( профилактика всегда дешевле ремонта) вас могут ожидать и более серьезные для вас последствия. Предположим стропа рвется на сложном прыжке, кайт уходит в кайтлуп и тащит вас на камни, серферов, доску и т.п. Поэтому заботьтесь о снаряге лучше чем о себе. Старайтесь зря не держать кайт на солнце, по возможности оттащить в тень или хотя бы все кайты подсунуть под один. Своевременно опреснять и сушить ( соль разьедает ткань - букваль рвет ее при высыхании, а от влаги преют нитки). Как следует стряхивайте песок и грязь с кайта. Песчинки, забившиеся за баллоны, будут протирать вдоль них дыры. Ну и следите за целостностью строп и вообще всех узлов кайта. 

4. Солнце вредит не только кайту но и вам лично.

Не забывайте брать на каталку хороший солнцезащитный крем, приготовьте заранее косынку, бандану, шляпу с тесемками для защиты от солнца. На воде не замечаешь как обгораешь. Особенно в Египте. Длинаая лайкра, перчатки, длинные бриджи - шорты так же помогут избежать ожегов и не прерываться на лечение во второй-третий день приезда . Почти обязательный атрибут - очки. Современные кайт очки имеют поляризацию, УФ фильтры, не бьются, плавают и хорошо фиксируются на голове тесемкой. Они уберегут ваши глаза от лишних "зайчиков" а так же частично от соленых брызг. Я сам иногда забываю взять очки  и к вечеру бывает ощущение песка в глазах. Не повторяте чужих ошибок.

5. По вопросу еды и питья до и во время катания.

Я всегда беру на спот пресную не газированную воду и легкие бутерброды. Стараюсь хорошо позавтракать, но часика за 2-3 до предполагаемого выхода на воду. Если вы пойдете на воду с полным животом, трапеция передавит вам желудок и ваш обед красивым рисунком сделает интересный узор на воде. Так же не стоит напиваться жидкости как до, так и во время каталки, лишь изредка выйти попить немного водички для баланса жидкости. Ну и естественно все надобности нужно заставить себя сделать перед катанием. Если вам приспичит на воде, придется вернуться к берегу, посадить кайт, снять шорты лайкры, расстегнуть гидрик. В общем потратить кучу ценного катального времени. Если конечно вы не любитель потом весь вечер отстирывать гидрокостюм.

6. Использование гидрообуви. 

Что касается гидрокостюмов - это понятно, чем холоднее вода, тем теплее должен быть гидрокостюм и в поездку по возможности стоит взять костюм чуть теплее чем вы думаете. Посильнее ветер и даже в 25 градусов  в коротком через 2 часа начнете дрожать. А вот гидрообувь многие профики вообще не признают ни в какую погоду. Более тонкое чувство доски и все такое. Но они-профики - почти не топчутся по дну. А если вы еще часто падаете, тренируетесь, то я бы советовал обзавестить пусть тонкими гидротапками. Я сам люблю катнуть на голую ногу и почти каждый раз после такой каталки выхожу с легким порезом ступней. На дне постоянно найдутся отсрые ракушки, камешки а в России и стекла.

7. Сидячая или поясная трапеция. 

Вопрос задают многие. И многие опять же продивнутые райдеры считают, что только поясная. Памперс ни к чему - давит снизу неудобно и т.д. Я бы все таки не для агрессивных катальщиков, учеников и особенно девушек рекомендовал сидячую. Их так же великое множество. Есть модели с высоким положением крюка, мягкими ремнями , почти штанами, которые никуда не давят. Главный их плюс - они не задираются и крюк сидит на уровне пупка- ниже желудка. Это позволяет катать даже после средне плотного обеда. Кроме этого эти трапеции как правило не дорогие, и если вы все таки быстро дорастете до поясной трапы, при продаже сидячки потери будут минимальны.

 

8. Защитные шлемы и жилеты.

Вопрос риторический. Вам дорога ваша жизнь? Да. И вы хотите круто выглядет , соблюдать стайлак - распустить волосы по ветру и т.п. Да. Но что дороже? Правильно. Пока вы не уверены в себе, да и потом  - 10 раз подумайте о безопасности.  Полно случаев, когда проф. райдеры получали серьезные увечья из-за своей понтовой беспечности. Сейчас можно подобрать очень себе красивый шлемчик, и антишоковые жилеты сделают из вас терминатора - что тоже очень понтово.  Пусть весь год вы катали без проблем, но в какой то момент какой то дурак прилетит острой доской вам в спину или голову. И если вы будете в полной амуниции - вы только крякние - " ех был бы без шлема убился бы наверно..". 

9. Мешочки с песком ну или пустые пластиковые бутылки с водой или песком.

Простое средство надежно прижать запаркованный кайт. Мешочки гораздо мягче и безопаснее и их можно брать с собой куда угодно и на месте наполнить. На большинстве станций они есть. Но если вы едете в дикое место, очень даже могут пригодится. На моей практике было несколько случаев, когда не прижатый как следует кайт взлетал и его приходилось догонять далеко в поле, и даже было такое, когда стропами зацепило девушку и несколько метров проволокло по траве. Благо обошлось мелкими царапинами. А если бы ветер сильнее, а если на пути ребенок? Я знаю и фатальный случай.... Думайте не только о своей, но и о безопасности окружающих.

10. Грамотная парковка кайта. 

Многие даже опытные катальщики норовят разложить кайт на самом проходе, после каталки оставить стропы на пол пляжа. Потом удивляются, почему кто то в претензии, хочет набить фейс или специально топчет стропы , путает их, сдигает кайт на грязь в болотце или вообще портит его. Существуют простые правила приличия - разложится можно и в 20-30м от воды, в момент запуска подойти с помошником к воде и оттуда стартануть. При посадке кайт стоит убрать с "тропы" и рекомендуется смотать стропы. Особенно в местах массового катания и зимой. На снегу пользуются кантовыми снарядами и кто ухаживает за сноубордом или лыжами точит канты как лезвия. Один проезд и лапша из ваших строп.

11.  Стоит ли использовать лишь для кайт доски?

Хороший вопрос. Современные доски стоят приличынх денег и каждые ветренные выходные на оз. Плещеево уплывает в неизвестном направлении до 2-ух десятков кайт бордов. Тем не менее обычные витые или прямые лиши предствляют непосредственную угрозу. Они стоят не дорого, но к такому лишу просто необходимо иметь крепкий шлем и надежный спасжилет. Не редки случаи , когда доска при падении уходит под воду и при рывке превращается в анти крыло, затем под натежением лиша резко выстреливает вам в догонку. Тем не менее существуют безопасные но достаточно дорогие т.н.  Рол-лиши. Название говорит само за себя. Роликовый лиш во время катания смотан до натяжения (50см), а на рывке разматывается до 2,5 м. Как правило в это время доска успевает всплыть и уже более мягко по поверхности воды догоняет вас. Так же в Ролл-лише используется более тонкий поводок и при экстремально сильном рывке он просто порвется, что предотвратит рывок и резкий приход доски в спину. Еще цепляют к ручке доски надувной детский нарукавник или мячик. Потерянную доску будет гораздо легче разлядеть в волнах.

12. Разминка перед катанием.

Тоже не маловажная тема. Зачастую сам , забыв размяться  при выходе на хороший ветер начинаю прыгать, пробовать трюки, потом вечером там болит , тут растянул и т.д. На следующий день очень трудно заставить себя кататься. Обязательно разминайтесь пред катанием. Да и вообще, держите себя в хорошей физической форме. Ветер не каждый день, и точечные нагрузки совсем не полезны. Сидел всеь месяц перед компом, потом раз, укатался  и на несколько дней в лежку а то и хуже , что-то подпортил в себе. Поэтому качайте кайт ручным насосом, сделайте несколько наклонов , поворотов, растяжек, только после этого - на катлку. Ну и вкатываться стоит по немногу. Берегите себя.

13. Страхование жизни.

У большинства из нас есть стандартная мед. страховка, которая покрывает большинство случаев. Тем не менее, даже при катании в России я рекомендую озаботиться о более качественной страховке, где будут прописаны и экстремальные риски. Пока дело касается легких заболеваний - никаких проблем с любой страховкой.  Как только что-то серьезное, может выясниться, что экстремальная травма - это не страховой случай. Особенно это касается заграничных поездок. В любом турагенстве стоит сущих копеек (лишние 10-20 долларов) расширить обычную тур страховку до экстремальной. Известны случаи, что люди без нормальной страховки ломали например конечность и платили потом за операцию от 3 до 7 тыс. долларов в том же Египте или Вьетнаме.

 Пока осветил вопросы , которые вспомнил. Если что-то еще не ясно и стоит осветить - пишите на мейл den-zmey@yandex.ru

скайп den-zmey. Охотно дополню. Видеоверсия советов чуть позже.

       Всем удачи и хорошего ветра. Ваш Ден-Змей.