Походные сани, новый вариант.
Что мы знаем о санях?
Распространены 3 варианта кайтовых походных саней.
1. Классические сани из пары лыж с рамой на 4х уголках, Вариантов таких саней много, я встретил описание у ямальцев,
, посмотреть, как все это развивалось можно еще и тут
,
На мой взгляд, из того, что видел я, самая удачная конструкция рамы у саней ihevena (вот если бы добавить лыжи попрямее и подлиннее, получился бы идеал).
Чтобы никто ничего не подумал, у меня тоже есть сани из лыж которые хорошо себя зарекомендовали.
2. Сани из пластиковых рыбацких волокуш. Сублимированные мысли AlixTima на эту тему можно увидеть тут
3. Сани волокуши из тезы, это большой тезовый мешок, который сворачивается в трубочку и кладется в рюкзак пока едешь до спота, а рюкзак едет в нем на маршруте, активно используется Питерцами.
Все эти Варианты меня не устраивали по каким либо причинам и в голове начала рождаться другая конструкция, Сама идея использования скользячего материала и форм-фактора принадлежит Madlamb’у.
Рассматривая сани для пвд и спортивных походов, ну или ненапряженных походов до недели.
Для себя пришел к следующим выводам:
Итак ТТЗ
1. Легкость
1.1 лёгкость самой конструкции
Ну, тут очевидно, что все стремимся к легкости. Но все же есть некая дополнительная идея:
1.2 сани это не дополнительный груз и объем при переноске до поезда или спота, а уже основное средство переноски. Поэтому экономим еще 2-3кг на том, что не берем рюкзак.
2 Удобство
2.1 удобство в самом походе, чем шире и ниже, тем удобнее доставать вещи. Так как все размазано ровным слоем. Замучался что-то я перебирать весь рюкзак. Но это удобство было скорее следствием (п.5.1), а не основной причиной.
2.2 удобство переноски в «небоевом» режиме. Сани должны ехать до поезда, желательно сами. Это требование появилось из-за того, что обычно для того, чтобы добраться до маршрута уходит очень много времени и сил. Время сравнимо с самим маршрутом.
3 Быстрота сборки.
3.1 Сами сани должны собираться в походное положение за минимально короткое время. пару минут например.
3.2 Еще выигрываем в том, что сани уже собраны дома и все разложено по местам, также имеем удобный доступ (п.2.1) что тоже сокращает время сборов. Для меня выигрыш минут 30 на сборке саней и переупаковке рюкзака на льду (да я капуша).
4 Проходимость.
4.1 сани должны легко проходит миниторосики а не заставлять думать как там у тебя сзади едут лыжи и куда они смещены относительно тебя. Миниторосики это например высотой сантиметров 15-20-25, Короче те которые могут удариться в раму или пузо у лыжных саней. Сюда включены и всевозможные кочки под одной из лыж и т.п., хочется наслаждаться маршрутом, а не смотреть за санями.
4.2 Ну и как ни странно сани, должны иметь задний ход при использовании на жёсткой сцепке. Сани на веревочке этой проблемы лишены, но там появляется куча других ( как их затормозить и т.п). В глубоком снегу, в водной каше, на склоне это становится очевидным. Иногда нужно то всего несколько шагов.
5 Устойчивость
5.1 сани должны по минимуму переворачиваться. При этом, если это все-же случилось, они не должны бояться переворота.
5.2 стабильность на курсе.
Очень часто видел ситуацию когда сани целый день виляют сзади, при казалось бы, прямолинейном движении кайтера. Обычно этим страдают сани на коротких лыжах. Это создаёт предпосылки к перевороту, а также замедляет автопоезд.
5.3 они не должны особо переворачиваться не только на кочках, но и на траверзе склонов (не спрашивайте зачем это), и именно здесь и важно уметь ехать вверх ногами.
5.4 стабильность не склоне.
Должны стараться не сползать вниз по склону, при его траверзе. Этот пункт вообще кому-то может быть не важен, (как и 5.3) Но он очень важен мне.
6 ну и конечно они должны хорошо скользить. Также на этот пункт косвенно влияют пп. 4.1, 5.2.
Собственно непосредственно к тому, что получилось.
Я исходил из своего ТТЗ, а как там видно все эти пункты очень важны для меня, и для кого-то покажутся лишними. каждым узел был много раз продуман, и сейчас я уже могу и не вспомнить всех тех пунктов из чего я исходил.
Общий вид выглядит так.(картинки кликабельны)
http://radikal.ru/fp/0018c1f56b5d41d0b1d7c13368d47ba7
Это некий бутерброд из сверхвысокомолекулярного полиэтилена PE 1000 раскрывающийся книжкой к переднему краю. Этот материал позволил обеспечить очень хорошее скольжение.
http://radikal.ru/f/s019.radikal.ru/i605/1502/2a/70da77b4b2d6.jpg.html
Бока сделаны из тезы и позволяют, собственно, раскрываться бутерброду, а также получить полужесткую конструкцию, мне была важна небольшая гибкость что позволит повысить выживаемость.
http://radikal.ru/f/s017.radikal.ru/i442/1502/fd/283a34935cac.jpg.html
Сама теза и полиэтилен стянута по краям алюминиевой лентой которая скреплена на заклепках.
Такое крепление утяжеляет конструкцию и помимо того очень трудоемко, вернувшись назад я бы прошил динемой, но на тот момент так сделать показалось оптимальным, также на алюминий будет налипать снег и в морозы он вообще может лопнуть при попытке открыть сани. Также он может лопнуть от удара об торос. Да и снизу он оказался лишним. тем не менее он отлично создает ребра жесткости на переднем крае, а также позволяет держать высоту и изгиб спереди, ну и загнуть задний край чтобы получить функцтю "задний ход".
Молния одна по периметру с двумя собачками, проходит чуть выше середины и при подходе с переднему краю немного уходит вверх, чтобы не стыковаться с трубой-бампером.
При такой реализации бортов при опасности получить торосом в бок молния может сыграть роль разрушаемого элемента. хотя ...
Крепление для транспортировки:
жесткий треугольник (это кстати тоже было жёстким условием), в основании вращающаяся труба, к ней крепяться 2 трубки поменьше закрепленные на выступающих в стороны треугольничках, а к ним водопроводные трубы. Труба выполняет роль бампера и оси вращения. крепления маленьких труб вызвано необходимостью реализации именно такого узла стыковки, выступающий вбок треугольник, и кусок трубы это ноу-хау madlamba. оно позволяет закрепить быстро трекинговые палки (пока не скажу как), что еще облегчит сани (будут не нужны водопроводные трубы) а палки все равно берем на случай хотьбы. Я просто увеличил трубки. это позволило удлинить буксировочные оглобли. в сложенном состоянии палки играют роль ручки для перевозки на колесах.
http://radikal.ru/f/s020.radikal.ru/i700/1502/a3/4382652dc478.jpg.html
http://radikal.ru/f/s019.radikal.ru/i617/1502/d6/49050eaaed83.jpg.html
Должна быть некая гибкость на жёсткой сцепке, поэтому народ давно использует пластиковые трубы, и у меня они тоже есть. В сложенном положении они убираются внутрь. Ещё пришлось делать конструкцию разборной, т.к. мне хотелось чуть подлиннее, а таскать с собой длинные палки вместе с лыжами не хотелось.
Лыжи ношу без чехла, просто на альпинистской петле.
Колеса самые легкие которые я нашел, боковые колеса от детского велосипеда, стоят на болтах которые на анкерах заходят в ось. Ось нужна была все равно как ребро жесткости задней кромки. анкера позволяют снять колесо повернув болт на 4 оборота и вытащив вместе с анкером. это решение ускоряет сборку разборку саней.
2ая часть палок это водопроводные трубы в них вставляются трубы алюминиевые, внутри идут веревки для стяжки. внутри водопроводных труб двойной шнур 4ка внутри алюминиевых шнур 6ка. Двойная 4ка по прочности как одна 6ка но позволяет демпфировать рывки при старте. 2 части крепятся шкотовым узлом и он втягивается внутрь алюминиевой трубы, далее веревка завязывается за крепление к оси. Специально не делал жесткие или защелкивающиеся крепления для того чтобы иметь возможность подтянуть если что.
http://radikal.ru/f/s019.radikal.ru/i624/1502/f7/1095a4376afd.jpg.html
http://radikal.ru/f/s018.radikal.ru/i504/1502/96/b1494bf12938.jpg.html
На нижней стороне добавил беговые лыжи, это повысит стабильность на курсе и замедлит сталкивание на склоне. Также лыжи для того чтобы закрыть снизу алюминиевые полосы от намерзания снега и закрыть сбоку край полиэтилена и тезы, поэтому лыжи выступают еще и немного наружу в стороны. Сзади лыжи срезаны под углом и скольяк оборачивает срез лыж. Как помнится нужна была возможность заднего хода. Также по этому полиэтилен саней загнут сзади с обоих сторон к середине и уменьшена ширина тезы. этот жесткий загиб тоже сделан за счет полосок алюминия. Не хотелось натягивать и нагружать тезу.
http://radikal.ru/f/s019.radikal.ru/i609/1502/ba/7c0bfde7f50f.jpg.html
http://radikal.ru/f/s019.radikal.ru/i604/1502/89/db0713abdb5a.jpg.html
Для того чтобы выровнять заднюю кромку и не дать образоваться сильному прогибу между лыжами, сзади на каждой стороне сделаны ребра жесткости. Снизу это уголок закрепленный жестко враспор, сверху в этом качестве выступает ось колес.
http://radikal.ru/f/i079.radikal.ru/1502/61/378dbf89cfd8.jpg.html
Может быть сделаю еще крепление для переноски, это довольно просто несколькими стропами обматываем поперек, крепим на фасты-самосбросы, и за них цепляем лямки и пояс от рюкзака. (у многих рюкзаков у которых регулируется спина, эти лямки снимаются) ну и добавлю деревянный сердечник в переднюю ось.
Небольшой тест сани прошли в эти вых. Было много неутоптанного мокрого снега, сани были загружены едой и вещами для моего др в лесу. Вес не знаю т.к. поднять их тупо не смог. Показалось что едут лучше лыжного варианта, ну и легко переезжали поваленные бревна на тропинке.
Минусы: огромная трудоемкость, если у вас не особо много времени, даже не стоит пытаться, мне же удавалось что-то поделать пару часов в неделю и процесс растянулся на полгода.
Специально не пишу точные характеристики, так как это все же больше идея, но если кто все же задумает сделать, обращайтесь.
Ну и естественно если рассматривать ваши задачи и предпочтения, то скорее всего родится еще какой-то вариант конструкции.
Буду добавлять текст если что забыл.
Конструктивная критика только приветствуется.